Путешествия на машине:

Москва-Норвегия


День 3 – 6 июня 2011 (Alta – паром Olderdalen-Lyngseidet – паром Svensby-Breivikeidet – Tromso (кемпинг Tromso Camping))


Утро у нас уже по распорядку, ранний подъем, завтрак (каша, чай, кофе, бутерброды) быстрые сборы и в путь. На сборы, правда, всегда налагает отпечаток, необходимость уборки, т.к. мы брали кабинки с финишной самостоятельной уборкой, потому что иначе надо доплачивать (иногда более 180 NOK).  

Нас ждут великие дела! Сначала заезжаем на другую сторону залива, чтобы полюбоваться городом Alta со стороны моря,

следующей остановкой у нас деревенька Kafjord  с музеем германского линкора Тирпитц. Музей располагается в деревянной избушке, перед ней памятник, табличка на памятнике гласит (в том числе), что здесь, в Kafjord, линкор постоянно базировался с 22 марта 1943-го по 15 октября 1944-го, когда искалеченный гигант был отведен в Tromso и там уже встретил свой конец под 5-тонными «Tallboy» с английских «Ланкастеров». Рядом сложены ржавые якоря с немецких эсминцев, а также корпуса мин и торпед. Внутри музея посмотрели фильм на английском языке (на русском нет), несколько комнат с экспонатами, довольно познавательно, кому интересна история, можно посетить данный музей. Музей работает в теплое время года с 10-00 до 17-00 ежедневно, стоимость 60 NOK дети 30 NOK (карты не берут и фотографировать не разрешают, но мы не лыком шиты...).


Кратко – Тирпитц (нем. Tirpitz) — второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине (во время второй мировой войны). В боевых действиях линкор практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота и кораблей Северного Флота СССР. Смотрите на фото, какой гигант (взято из интернета)


Музей более широко раскрывает эпизод с попыткой уничтожения линкора. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года около Tromso  после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа «Tallboy». При этом в рукаве Altafjord – Kafjord недалеко от Alta английскими военными была проведена операция Source. В сентябре 1943 год - первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 (лейтенант  Хенти-Крир), X6 (лейтенант  Дональд Кэмерон) и X7 (лейтенант  Бэзил Плейс). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не смог сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанес линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнем. В результате полученных повреждений, линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась.Не смотря на то, что орудиями с линкора Тирпиц обстреливались норвежские города, гибли мирные люди, в музее есть целый зал, где представлены вещи немецких солдат: военные мундиры, спортивная форма для соревнований, сапоги, посуда хорошего качества, деньги, печатная машинка, фото родных, музыкальные инструменты и самое главное вывешены флаги с нацистскими крестами. Не знаю о чём думали создатели музея, когда одевали военные фашистские мундиры на довольно симпатичных манекенов! Нас данная экспозиция очень удивила – сохранять такую память о своих врагах?! Но потом поняли в этом смысл – Тирпитц – часть истории (пусть даже очень трагичной) и ее не заретушируешь, толерантность – часть успешного общества.


Дорога, петляет вдоль фьордов, солнце, небо и море такие синие, что, как писал Сергей Есенин  «синь сосет глаза», а снежные шапки вершин и зеленые поля, добавляют к этой картине сочности и настроения. Иногда дорога поднимается ввысь к снежным полям, иногда идет по берегу моря.

 

На этом пути нас поджидала паромная переправа, паром в Норвегии, точно такой же участник организации движения, и отношение к ним будничное, посмотрите, как изрезана береговая линия, без паромов движение было бы затруднительно, но, мы то первый раз на своей машине едем на пароме. Нам надо перебраться на другой берег залива Lyngen по маршруту Olderdalen-Lyngseidet, длина 13 километров, время в пути около 30 минут. Мы даже не успеваем ахнуть, т.к. подъехав по знакам – паромная переправа, начинаем заранее гадать, куда нам встать, но… видим, что паром уже стоит, вода около него бурлит, и машин на пирсе нет, а по виду матросов мы понимаем, что нас ждут, поэтому берем и заруливаем на его палубу, за нами успевает заскочить еще норвежская мадам, аппарель  закрывают и все – поехали! Билеты мы покупали в баре (цена 199 NOK) Кстати, на данном маршруте паромы ходят довольно часто – раз в 40-50 минут с 6:30 утра до 20:30 вечера. Переправу обслуживает компания «Bjorklids Ferry». Пока ехали, успели прогуляться по парому, чистенько, функционально, все для людей.


Без проблем спешились, и, зная, что впереди еще один паром, и по поведению машин в потоке, все гоним, с небольшим превышением, чтобы успеть, но виды вокруг просто чумовые. Эта местность называется Lyngsalpene (Люнгенские Альпы), здесь вершины далеко за 1000 метров, а главная Jiekkevarre (более 1830 метров), поэтому дорога петляет между крутых скал и множества камнепадов.


И что вы думаете, мы успеваем, и даже уже как заправские участники движения занимаем место на пирсе в 3 полосе. В Норвегии пирс разделен на несколько полос, сначала заполняется полоса с номером 1, потом 2, потом 3 и т.д., если полоса 1 не заполнена, а вы встали первым на полосе 2, то с начала на паром запустят ребят с первой полосы, а потом вас, даже если вы приехали раньше их – таковы правила. Еще до заезда на паром, нас обилечивает колоритный дядька в желтом жилете, он даже карты принимает (мы картой, почти всегда и расплачивались), плюс у него есть специальная сумка под мелочь, которую он виртуозно выщелкивает оттуда.

Паром большой и мы на него попадаем. Надо перебраться на другой берег Ullsfjorden по маршруту Svensby-Breivikeidet, длина  6,2 километра, время в пути 20 минут, цена 148 NOK. Переправу также обслуживает компания «Bjorklids Ferry», периодичность примерно такая 40-50 минут с 6:00 до 21:30. Вся посадка занимает не более 10 минут, паром отчаливает от пирса, с открытой аппарелью и закрывает уже в движении. Кстати этот паром больше чем его первый брат, близость крупного города, наверное, влияет.


Спешились и дальше сухопутным путем по трассе 91 в Tromso. А горы все выше и выше, упираемся в море – это Ramfjorden и поворачиваем на трассу Е8, по которой вдоль фьорда уже до самого города.Tromso – это уже крупный город Норвегии (седьмое место по числу жителей – а их 68 000 человек), при этом он практически весь расположен на острове. Поселения на месте Tromso существовали со времен эпохи последнего оледенения и в железном веке. Первая церковь в Tromso была построена в 1252 году. Статус города Tromso получил в 1794 году. В XIX веке значение города возрастает с учреждением кафедры епископа (1834), открытием педагогического колледжа (1848) и судоремонтной верфи (1872). Именно Tromso  был пунктом, откуда брали начало арктические экспедиции Амундсена, Нобиля, Нансена. Во время Второй мировой войны в городе временно находилось Правительство Норвегии. Tromso не пострадал от войны, хотя неподалеку от города был затоплен немецкий линкор Тирпиц, на котором погибли почти 1000 немецких солдат. В 1964 году открылся аэропорт. В 1972 году — университет. К достопримечательностям города можно отнести: Арктический собор (лютеранская церковь в стиле модерн, построенная в 1965 году)


Тромсёйский мост — первый в Норвегии рамно-консольный мост, один из крупнейших мостов такого типа в Северной Европе, соединяет материковую (Tromsdalen) и островную (Tromsoya) части города, общая длина 1036 метров, высота пролета над водой 38 метров

Сам город в туристических путеводителях называют «северным Парижем», поэтому мы сразу через знаменитый Тромсейский мост едем в центр города, паркуемся с третьего раза около туристического инфо-центра, чтобы прогуляться по его улочкам. Как раз в это время в городе находился лайнер Hurtigruten. В принципе, этот город был единственным, который мы посетили в данном путешествии, и можем сказать, что посещать норвежские города нужно, они особенные, у них есть свой стиль и свой дух, просто у нас было мало времени и хотелось увидеть больше, а города требуют более вдумчивого исследования. Центр города небольшой и его легко обойти пешком. Историческая часть включает в себя главную улицу Storgata, а также улицы Strandgata, Skippergata и Skansegata, лежащие ближе к морю. С главной рыночной площади Stortorget открывается вид на гавань и Арктический собор за проливом. По другую сторону от Storgata дома лезут круто вверх на гряду холмов. Эти холмы отделяют восточную часть города от западной и от аэропорта, Tromso и Мурманск города побратимы и между ними существует  прямой авиарейс.




В городе есть фуникулер, который каждые полчаса поднимает/опускает  кабину на гору Сторстейнен, высотой  430 метров (семейный билет стоит 260 NOK). И вот с верхней станции фуникулера  виден весь город, остров на котором он расположен, а главное белоснежные вершины (кстати, часть из них выше 1000 метров) – вид потрясающий (смотрите панораму в начале статьи – это и есть вид с фуникулера) – посетить обязательно! Кроме видов на станции есть кафе с интернетом и сувенирные лавки.


Также на фуникулере спустились (а можно спуститься и пешком), мы поехали в забронированный кемпинг – Tromso Camping  и тут у нас в первый раз зачудил коммуникатор, знаем, что где-то здесь на задах Арктического Собора должен быть кемпинг, а приехать к нему не можем, но с третей попытки мы его нашли. Нам досталась маленькая цвета морилки кабинка под номером 37 по цене 625 NOK. Но сам кемпинг расположен в великолепном месте в долине горной реки Tromsdalselva между двумя лесистыми горами, по склонам которых шумят водопады. Вода в реке ледяная, но местные дети после футбола там купаются (мы подумали, что кто проиграл тот в воду и лезет, так как  по доброй воле это сделать трудно). Шум водопадов сопровождал нас всю ночь, было необычно.

Итак, мы проехали за третий день путешествия 326,8 километров (в т.ч. 19,2 километра на паромах), провели в дороге 7:20 часов. Погода начала к вечеру портиться, что будет завтра? Нам надо много чего посетить и добраться практически до Лофотенских островов.

123456789101112131415
<< назад
создание сайта - Старт Икс