Путешествия на машине:

Москва-Карелия

Республика Карелия (Карелия, Ка́рьяла; карельск. Karjalan tazavaldu, также возможен вариант Karjalan respubliekku, фин. Karjalan tasavalta, вепсск. Karjalan Tazovaldkund) — республика (государство) в составе Российской Федерации, население 687 тыс. жителей, столица — город Петрозаводск (население более 270 тыс. жителей). Расстояние от Москвы до Петрозаводска 1025 км.

Онежское озеро (Онего, карельск. Oniegu, фин. Ääninen, Äänisjärvi). Второе по величине озеро в Европе после Ладожского. Площадь зеркала составляет 9,7 тыс. км² (без островов). Максимальная глубина в наиболее глубоководной северной части озера достигает 127 м.

Основной маршрут поездки: Москва-Химки-Клин-Тверь-Торжок-Вышний Волочек-Валдай-Чудово-Зуево-Кириши-Волхов-Старая Ладога-Новая Ладога-Сясьстрой-Паша-Лодейное Поле-Олонец-Пряжа-Петрозаводск-Москва. 1051 км. в одну сторону
Обзорный на машине: Петрозаводск-Ужсельга-Деревянное-Педасельга-Шокша-Верхручей-Шелтоозеро-Петрозаводск-Шуя-Янишполе-Кондопога-Березовка-вдп. Кивач-Березовка-Кончеозеро-Марциальные воды-Царевичи-Петрозаводск. 351км. по кругу
Итого по одометру: 2524 км.
Обзорный на ракете: Петрозаводск-Кижи-Петрозаводск. Около 65 км. в одну сторону.

Очарование Русского севера

Подготовка

В мае 2009 года мы съездили в Киев и поняли, что такие путешествия нам нравятся.  Перед поездкой в Киев мы много ползали по интернету и видели множество восторженных отзывов о поездках в  Карелию, читали что  Карелия - это край сказочной и удивительной природы, бесчисленных голубых озер, бескрайних нетронутых лесов, суровых скал и порожистых рек. Обаяние северной красоты, уникальные памятники истории России, радушие и гостеприимство людей ждут нас и соответственно решили поехать и посмотреть своими глазами. Решили проверить поговорку - "Лучше иметь одного друга на севере, чем десять на юге"
Решили поехать в конце августа, чтобы поймать именно конец лета, который, по нашему мнению, характеризует русский север.

Современная геральдика Карелии


В июне начался процесс подготовки. В процессе подготовки опять перелопатили кучу информации в Интернете. Так как поездка была внутри России, вопросов по таможне не было, вопрос был каким маршрутом поехать и что посмотреть в Карелии. И, действительно, мы опять на просторах Интернета нашли ответы на все свои вопросы, при этом хочется сказать уже повтороно огромное  спасибо неутомимому путешественнику Виктору Лукьянову aka Luka за материалы на сайте http://www.luca.ru/netway/russia/karelia/way1.html , и многим другим пользователям на просторах Рунета, не стесняющимся подробно рассказать о своих поездках в Карелию.
Итак, после перелопачивания информации, было принято решение о поездке по Ленинградскому шоссе, через Клин, Валдай, Кириши, Старую Ладогу, Лодейное Поле и финиш в Петрозаводске. Так как маршрут в одну сторону предполагался больше 1000 км., решили сделать ночевку. Ночевать решили на  Валдае, забронировав гостиницу «Валдайские просторы». В самом Петрозаводске забронировали двухкомнатный полулюкс в гостинице «Карелия».


Опять детям хорошо, у них каникулы в школе, мама сама себя отпустила, а папе на работе опять не удалось отпроситься больше, чем на 2 дня, и, соответственно,  вся поездка должна была уместиться в период с 13 августа до 18 августа.
По пути решили посетить множество интересных мест, а именно – Валдайский иверский монастырь, остановка у Волховской ГЭС, посещение Старой Ладоги, Новой Ладоги, Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (возле Лодейного Поля). В Петрозаводске обязательно посетить Кижи, страну вепсов, водопады Кивач и Гирвас, Марциальные воды, церковь в деревне Кондопога и музей под открытым небом – набережную в самом Петрозаводске. Решили ехать в ночь, выезд запланировали на 17-00, чтобы вечером разместиться в гостинице в Валдае (проехать необходимо 430 км.).
Итак, в путь отправились все тоже  – папа Вова, мама Настя, дети – Дима (10 лет), Лиза (7 лет) и наш надежный спутник  – Кашкайчик (2.0, 4WD, CVT) кроме коммуникатора, который мама потеряла утром перед отъездом, когда заправляла и мыла машинку. Пришлось срочно покупать новый приборчик, прямо в день отъезда. Купили коммуникатор Лександ с установленными картами Навител Навигатор, потому что привыкли к ним, и они нас не очень подводили в прошлой поездке в Киев, да и в Москве эти карты неплохи.
 
Дорога

Как мы уже писали, старт был назначен на 17-00 13.08.2009, машина заранее помыта, заправлена под завязку, основные пожитки сложены, папа, высунув язык, бежит с работы и из магазина с новым коммуникатором, но остальные участники пробега … дома в 17-00 еще даже и не думают выезжать и сборы только начинаются. Нервы на взводе. Старт немного задержался (это был первый отход от графика, но, к сожалению не последний).
Итак, перекличка произведена, старт происходит в 19-00, уже обычным движением обнуляем показатели на одометре, начало движения от дома на улице Обручева на север, в Москве собралась  пробка из желающих выехать за город (хотя еще четверг, но желающие после работы побыть загородом есть). Прощаемся с домом - "До свидания Москва, нас ждет встреча со сказкой – страной Карелией!".  За руль первой садится мама Настя.
Выезжаем на МКАД и едем в сторону Ленинградского шоссе (трасса М-10), движение плотное, при съезде на ленинградку плотность не снижается. Проскакиваем Химки (вернее прорываемся), проезжаем своротку на Шереметьево, приближаемся к н.п. Черная Грязь. Дорога при этом проходит по Москве – Подмосковью - опять Москве – и опять Подмосковье. Про качество дороги писать много не хочется, можно поставить твердую четверку. Дорога делает небольшой изгиб, здесь поворот на Зеленоград (кстати, опять Москва). Вспоминаем, что в пылу сборов забываем атлас дорог, поэтому приходиться заезжать на заправки (попытка удалась только с 4 раза на ТНК), правда заезжать все равно надо, дети хотят пи-пи и пить. Проезжаем 44 километра от МКАД и 28 километров от Зеленограда, и  дорога идет прямо по центру Солнечногорска (ул. Красная ), пролетаем город на одном дыхании, не успеваем насладиться видом солнечных гор, а есть ли горы, надо узнать попозже. Проезжаем еще 27 километров, на улице сгущаются сумерки, проезжаем Клин, вспоминаем поговорку «клин-клином выбивают», но тут наша ходячая энциклопедия – Дима нам рассказывает, как он ездил сюда с классом в дом-музей П.И. Чайковского. Кроме того Клин и Солнечногорск – города навсегда вписавшие себя в страницу Великой Отечественной войны при Битве за Москву 1941 году, об этом напоминают памятники вдоль дороги, например, около Зеленограда мемориал 28 панфиловцам.  После Клина, н.п. Спас-Заулок, на 90 километре от МКАД  въезжаем  в Тверскую область, дорога в принципе стала получше. Начинаются заповедные места – Завидово, но на улице уже темно и кроме засад с радаром ничего не видно. По коммуникатору карта показывает и справа и слева воду (водоемы Иваньковского водохранилища), но не видно ее. Перед Тверью проезжаем н.п. Эммаус (интересно, как такое библейское название оказалось на трассе). От Завидово до объездной Твери проезжаем 28 километров, объездная самым краешком захватывает город, поэтому ничего не можем о нем сказать, но световое зарево справа от нас, говорит, о том, что город не маленький. Впервые на машине пересекаем по Мигаловскому мосту (мост построен в 1961 году, при строительстве объездной) великую русскую реку Волга. Далее проезжаем мост через реку Тверца. Всего объездная Твери продолжается 28 километров. Время на часах уже 22-30 накапливается усталость, за окном ночь. До Валдая еще 230 км., поэтому принимаем решение искать гостиницу где-нибудь поближе, например Торжок. Хвала МТС и коммуникатору HTC, буквально за несколько минут в интернете находим гостиницу, звоним и договариваемся, что через 40 минут будем.
Расстояние в 50 километров от объездной Твери до Торжка проходим на одном дыхании, правда нас ненадолго выбивает из колеи дорога около поселка Медное, там построена новая объездная мимо поселка, но на ней еще не все знаки установлены и разметка не нанесена, также коммуникатор пока о ней не знает, но разобрались, хотя это был довольно неприятный момент. Проезжаем знак «Торжок» (фото из интернета, было темно, но знак интересный).

Далее пост ДПС, разворот на трассе и въезжаем в Торжок, когда звонили, девушка нам подробно объяснила, как ехать, но мы думали, что коммуникатор нам поможет и доведет до адреса, но тут для нас был сюрприз, карты Торжка с детализацией до дома, в коммуникаторе нет, плутаем минут 15, пока не ловим зазевавшегося прохожего (время 23-45), он нас ориентирует и мы наконец-то подъезжаем к гостинице «Староямская», селимся в трехместный номер и заваливаемся сразу спать, решив встать в 7-00 и дальше в путь (цена за номер с завтраком 3100, завтрак на одного 150 рублей). Найти гостиницу очень просто, она находиться на дороге, идущей прямо от въезда в город со стороны Твери (и улица, соответственно, Калининская). Гостиница небольшая на первом этаже ресторан, на втором номера, все было свеженькое, чистенько, стильный внешний вид, нам понравилось. Закончился первый день путешествия, проехали 235 километров за 5 часов.

Торжок, оказался очень интересным городом, сюда необходимо приехать специально.  Он основан в 12 веке новгородскими купцами, его местоположение было очень удачным, что способствовало его быстрому развитию. Имеет статус города – памятника градостроительства, имеется множество церковных памятников (комплекс Борисоглебского монастыря, Спасо-Преображенский собор, церковь Вознесения), также город связан с именем Анны Керн (я помню чудные мгновенья, передо мной явилась ты…). До 17 века город стоял в одном ряду с такими городами, как Ростов, Псков, Ярославль, Суздаль. Прочитав об этом в путеводителе, купленном у администратора, решили проехаться по городу и прикоснуться к его духу. Но так как коммуникатор внутри города не работал, поехали по наитию, маленькими улочками добрались до реки Тверца, на другом берегу которой возвышались купола Новоторжского Борисоглебского монастыря, все было очень красиво... когда-то, но это великолепие надо посмотреть все равно (Это древнейший монастырь на территории России. Основан в 1038 году св. Ефремом. До 13 века это было единственное каменное сооружение между Новгородом и Владимиром. Формирование ансамбля завершилось только к середине 19 века. В 1804 г была построена церковь Спаса Нерукотворного Образа, она до сих пор является самым высоким сооружением города, высота со шпилем 53,5 метра. На ее звоннице было 11 колоколов).

Но стал собираться дождь, да и начали блудить и нервничать и, увидев указатель на трассу, решили ехать дальше. А в это время пошел ливень.

Впереди Валдай – обязательный пункт маршрута. Едем дальше, проезжаем городок Выдропужск, название оригинальное, но выдр мы не увидели и соответственно испугать не смогли, или испугаться. Далее в 74 километрах от Торжка город Вышний Волочек, тоже оригинальное название, город известен, тем, что был известен издревле, как  поселение на пути из варяг в греки, но расцвет начался со времен Петра I, когда было принято решение о строительстве системы каналов для водного сообщения между бассейнами различных морей. В январе 1703 года он подписал указ о строительстве канала не месте волока между Цной и Тверцой. Трасса идет прямо по городу, но ничего оригинального кроме каналов около трассы не видно.
Дорога неплохая, полосы обгона не напрягают, едем с удовольствием. Пролетаем Бологое, помните песенку – Бологое, Бологое, Бологое … Через 90 километров своротка на Валдайский Иверский монастырь. Коротко – чудо!!!
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь — православный мужской монастырь Русской Церкви, основанный патриархом Никоном. Находится на Сельвицком острове Валдайского озера. Дата основания 1653 год.

После прогулок по монастырю, погуляли и перекусили на берегу Валдайского озера , чистейший сосновый лес, не смотря на полчища туристов, близость святых мест, заставляет прибираться, чистая вода озера, утки, здорово и далее в путь, уже обед, а нам еще ехать и ехать. Дождь кончился, когда мы подъехали к монастырю, погода отличная, дорога хорошая, Настя немного расслабилась, не успела перестроиться из ряда обгона и нас тормозят за встречку, а по новым правилам лишение, пришлось договариваться, хотя противно это, лучше не нарушать, чтобы потом не кормить инспекторов на дорогах. Проехали интересный населенный пункт – Крестцы, где воль всей трассы клубятся дымком самовары и чувствуется запах отличного чая. Около Великого Новгорода строительство объездной, город остается справа, наш путь идет мимо, обязательно надо приехать в Новгород ознакомиться с его великой историей. Места красивейшие.

После Чудово Новгородской области, мы свернули с Питерской трассы в сторону города Кириши. Дорога заметно ухудшилась, но 80-90 км/ч можно было ехать, т.к. трасса стала намного свободней. На одометре разменялась 5-я сотня, время – около 14:00.

Места красивые, правда сам город Кириши кроме железной дороги и кучей труб нефтеперерабатывающего завода, ничем не приглянулся, дорога еще более ухудшилась. В город не едем, у поста ДПС поворачиваем налево в Волхов.

Наша следующий пункт остановки – флагман ГОЭЛРО – Волховская ГЭС на реке Волхов. Старейшая действующая ГЭС России. Исторический памятник науки и техники. Введена в строй в 1927 году. Установленная мощность 86 МВт. Длина плотины более 210 метров. Очень удачное место для осмотра. В. И. Ленин уделял исключительное внимание строительству Волховской ГЭС. В своей статье "Лучше меньше, да лучше" (в 1923) он писал: "... всякое малейшее сбережение сохранить для развития нашей крупной машинной индустрии, для развития электрификации,... для достройки Волховстроя..."

Далее наш путь лежит в первую столицу Древней Руси – нет, это не Киев, или Новгород, это село Старая Ладога. Основано в 753 году. В 1703 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в «Старую Ладогу», лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу и с тех пор имеет статус села. Въезжаем в Старую Ладогу, оставляя слева по борту Никольский монастырь (основанный по преданию самим Александром Невским),  подъезжаем к великолепной и величественной  Староладожской крепости. Староладожская крепость, построенная в XII веке и периодически перестраивавшаяся в течение последующих 300 лет. Сейчас это большей частью восстановленная западная стена с двумя башнями - Воротной и Климентовской (на месте церкви Святого Климента времен земляного городища VIII века), Храм Святого Георгия XII века, построенный для ладожской дружины в 1160…1180гг. и деревянная Церковь Дмитрия Солунского первой половины XVIII века.

Крепость стоит на высоком берегу реки Волхов, виды завораживают. Около Храма Святого Георгия существуют развалины Тайничной башни, что на крутом берегу Волхова. Раньше в этой башне был потаенный ход к реке. Отсюда и ее название… Вид на Волхов неописуемый…

Также село знаменито монастырями Успенский, Иоанно-Предтечинский и Никольский.  Но мы выбились из графика, и монастыри оставили на обратный путь (но и потом не смогли заехать).
По Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице). Могила Вещего Олега в урочище Сопки на выезде в сторону Новой Ладоги.

Выезжаем из Старой Ладоги, сзади суровая излучина Волхова, не зря его иногда называют «седым». За руль сел папа Вова.

Далее наш путь в Новую Ладогу (город с 1704 года). Подъезжаем к федеральной трассе М-18 «Кола», пока пересекаем ее и едем дальше посмотреть Петровские каналы. Пересекаем первый канал, останавливаемся, спускаемся под мост, вот они каналы.

Едем далее (это самая ближняя наша точка приближения к Ладожскому озеру) в тупике разрушенная церковь, но выходить не стали, едем обратно, замечаем на новых каналах мемориал с катером, времен Великой Отечественной войны, делаем остановку, Дима с Лизой обследуют находку и выдают вердикт - во время Великой Отечественной войны город сыграл огромную роль в поддержке сообщения с осаждённым Ленинградом по легендарной Дороге Жизни и как одно из мест дислокации базы Краснознамённой Ладожской Флотилии и это памятник одному из сторожевых кораблей.  На другом берегу довольно запущенного канала видны сохранившиеся маяки, указывавшие когда-то вход-выход из противоположной части канала.

Возвращаемся обратно к М-18 очень неудобный поворот налево + пост ДПС, но поворачиваем в сторону Лодейного Поля и едем  уже к финишу путешествия. Пересекаем Волхов и вперед.

Через 15 километров проезжаем н.п. Сясьстрой, название дано в связи со строительством Сясьского ЦБК на р. Сясь (гидроним происходит из прибалтийско-финского сяакси "скопа" (хищная птица, питающаяся рыбой). Запомнились гайцы на выезде, но запомнились из-за того что один умник не знал, что ему делать или ехать или остановиться у бабушек и купить что-нибудь, нам надоели его метания, решаем его обогнать, и тут он решает остановиться у бабушек на другой стороне дороги, пришлось с перегазовкой, «ревом» мотора, обгонять его справа и на скорости около 120 на выезде из н.п. проноситься мимо поста ДПС, но они были заняты именно маневрами авто передо мной и не успели никак среагировать. Данный инцидент раззадорил папу Вову, и он помчался на скорости  150 по довольно узкой и извилистой дороге, в связи с этим все проснулись и стали проявлять живой интерес. Солнце начало садиться, пересекаем множество мостов через  реки, текущих в Ладожское озеро, н.п. с интересными названиями – Паша, Юги, Лесозавод, Шоткуса, Шамокша.

Проехав около 75 километров от Сясьстроя уходим на объездную Лодейного Поля, накрапывает маленький дождь, дорога пустынна, отличное качество, мчимся вперед, полное ощущение свободы. Вот и указатели на Олонец и Петрозаводск в одну сторону, на Подпорожье - в другую о которых писал luka, подъезжаем к мосту через Свирь, сооружение и впрямь монументальное. Мост разводной, протяженностью более 200 метров.

Покрытие на мосту разбито в хлам и знак «20» очень кстати, надо соблюдать иначе проблем с колесами и подвеской не обойдешься. После моста дорога становиться совсем отвратительной сплошные ямы, рытвины, колейность, рулем приходиться крутить как на ралли, но дождь кончается и вот она Карелия – указатель «Республика Карелия»!!!

"Нет лесам карельским края. Сосны — чуть пониже туч! По стволам смола стекает, И с утра на них играет Золотой зайчонок-луч. Словно в синем море волны, Лес шумит, прохлады полный. В зелень яркую одетый, Он хорош в разгаре лета, Но прекрасен и зимой  Под пушистой бахромойЛюблю тебя, Карелия, Твои озёра ясные, И водопады грозные, И тихие луга. Люблю тебя, Карелия, Твои леса прекрасные, И вечера морозные, И белые снега"

Даже радуга вышла встретить нас. Перекусили и в путь.

Жадно смотрим по сторонам, замечаем, что и деревья какие-то не такие, в лесу все покрыто мхом, все пронизано каким-то спокойствием и невозмутимостью. Проезжаем пост ДПС (9 км. от знака), далее начинается новая недавно построенная дорога с шикарным качеством, проезжаем Олонец, Мегрегу, Пряжа, Интерпоселок, наша цель Петрозаводск. Заправляемся на заправке в поселке со смешным названием  Матросы.
Проезжаем пост ДПС, доезжаем до кругового движения, налево Суоярви, Мурманск, направо Петрозаводск, опять начинается дождь, уже стемнело, опять сюрприз, в коммуникаторе отсутствует подробная карта города, где искать эту набережную Гюллинга, где наша гостиница «Карелия». У нас была карта Карелии, на которой была реклама гостиницы с рекламным маршрутом, но Настя как опытный штурман по темному чужому городу провела нас прямо к гостинице, благо она высокая и ее видно из далека. Все дорога закончилась, умаялись и сразу уснули. Петрозаводск – город с 1703 года, основан Петром I.

Итоги дороги: проехали по одометру 1051 км., по времени за два дня провели в дороге 22 часа (вместе с остановками на самостоятельные экскурсии).
Номер взяли полулюкс – двухкомнатный, с шикарным балконом и видом на Онежское озеро, встав утром, поняли, как красиво, под окном шумит красивейшая река с не менее красивым именем Лососинка. "По дорожке, по тропинке, По траве лесной, Мы приходим к Лососинке — Речке озорной. Словно искра, Словно пламень, В солнечных лучах Мчится с камушка на камень, Весело журча. Раздвигая смело горы,— До чего ж сильна! — Устремляется на город, Удали полна. Запах хвои и малины Людям раздарив, Вновь срывается с плотины В голубой залив.  И широкое Онего, Шелестя волной, Удивляется разбегу Речки озорной..."

 

Утром сели и начали составлять график осмотра достопримечательностей. В первый день решили отдохнуть от машины и съездить на остров Кижи. После двух дней мы наконец-то вырвались на свободу и вот она перед нами.

1234
<< назад
создание сайта - Старт Икс